Background Color:
 
Background Pattern:
Reset
Минимизировать
О муниципальном округе
Минимизировать
 

   Муниципальный округ Южное Тушино является самостоятельным муниципальным образованием, в границах которого местное самоуправление осуществляется населением непосредственно через органы местного самоуправления.   

   Муниципальный округ Южное Тушино занимает по географическому положению центральное место на территории Северо-Западного административного округа. С севера оно граничит с муниципальным округом Северное Тушино, с юга – Покровское-Стрешнево. Граница с Северным административным округом проходит по живописному берегу Химкинского водохранилища. С центром столицы Южное Тушино связано Таганско-Краснопресненской линией метрополитена  и только одной магистралью – улицей Свободы, переходящей в Волоколамское шоссе.   

   Лицо муниципального округа – это неповторимое сочетание средне русской природы и современных жилых кварталов. Водные артерии – каналы, Химкинское водохранилище, река Сходня делают район особенно живописным. Здесь немало мест отдыха. Одной из достопримечательностей муниципального округа является пойма реки Сходни, образующая необыкновенной красоты «ковш» природного происхождения, являющийся памятником природы, второй такой же ковш есть в Кении.   

   На территории муниципального округа находится памятник архитектуры и садово-паркового искусства историческая территория – усадьба «Братцево». Первые упоминания о ней относятся к XVII в. «Братцево» выделяется среди многих других подмосковных усадеб богатым двухэтажным усадебным домом, пейзажным парком, одной из лучших десятиколонной беседкой – ротондой. 
   Рельеф территории муниципального округа сложился в результате деятельности рек Москвы и Сходни, левого притока Москвы-реки. Долина этих рек имеет очень древнее происхождение. Они пролегли на месте глубокой впадины, существовавшей более миллиона лет и заполненной двухкилометровой толщей осадочных пород.   

   Территория Южного Тушино издавна была заселена людьми. Следует отметить, что историческое прошлое этой местности занимает важное место в истории нашей столицы. Археологи нередко находят на территории района предметы, относящиеся к палеолиту – древнему каменному веку: топоры и ручные рубила из камня. В третьем – начале второго тысячелетии до нашей эры на территории округа находились неолитические стоянки.  

   Начиная с IX – X веков эти земли заселяются славянами. Наряду с сельским хозяйством жители этих мест издавна занимались торговлей. Этому способствовало исключительно выгодное положение местности, расположенной на пересечении торговых путей.  

   Название возникшего в XV веке села Тушино связано с прозвищем младшего сына одного из бояр Дмитрия Донского, Ивана Родионовича Квашни, – Василием Туши. Он был основоположником рода Тушиных.   

   Навсегда вошло в российскую историю название Тушинского поля, которое во время великой Смуты было второй столицей  не только интервентов, но и значительной части русского населения, выступавшего против боярского царя Василия Шуйского. Почти два года существовало двоевластие, два правительства и две столицы – Москва и Тушино.  

   Мощный импульс развитию отечественной промышленности дали в начале XVIII века реформы Петра I. Небольшая река Сходня оказалась весьма подходящей для типа предприятий использовавших в качестве двигателя энергию падающей воды. В XIX веке на месте первых мануфактур появляются фабрики.   

   Одним из крупных предприятий была фабрика В.Н. Сувирова. На ней работало до тысячи человек. В 1912 году в связи с экономическими трудностями фабрика закрылась, а затем сюда из Риги был эвакуирован завод «Проводник». Летом 1918 года предприятие было национализировано, но вскоре после этого пожар уничтожил склады с сырьем и готовой продукцией, поэтому завод «Проводник» был законсервирован, и производство на нем больше не возобновлялось.  

   Пустующие корпуса бывшего завода «Проводник» ожили в 1928 году в связи с размещением в них нового предприятия – трикотажной фабрики, оснащенной оборудованием, закупленным в США. Она вступила в строй в 1929 году и получила название Тушинской чулочной фабрики, став крупнейшей в своей отрасли. Уже в начале 1930 годов на ней трудилось более 4000 рабочих. Вскоре вокруг фабрики разрослась жилая застройка. В 1939 году решением ВЦИК образован рабочий поселок Трикотажный.    

   После революции на территории Тушино возникают крупные промышленные предприятия. В 1931 году рядом с деревнями Захарково и Алешкино строится аэродром гражданского воздушного флота (ГВФ), переданный впоследствии Управлению полярной авиации, а весной 1932 года развернулось строительство авиационного завода неподалеку от аэродрома.

   На месте лесов и болот вырос большой барачный поселок, размещавший и строителей, и рабочих строящегося завода. Работы начались весной 1932 года, а через 3,5 месяца были возведены пятиэтажные корпуса авиационного завода. 

   Важным событием в истории Тушино стало строительство канала Москва-Волга и создание Химкинского водохранилища. Первые строители пришли сюда в 1932 году, а в 1937 году канал был пущен в строй.

   В 1938 году Тушино стало городом в составе Красногорского района, а с 1943 года городом областного подчинения.  

   Расширение производства потребовало строительства жилых кварталов для его работников. В 40-е – начале 50-х годов на левом берегу канала на месте деревянных изб деревни Тушино выросли пятиэтажные дома «сталинской» архитектуры. 

   В 50-х годах – начале 60-х годов большая часть территории района была застроена типовыми пятиэтажками из кирпича и панелей. Эти дома строили крупные промышленные предприятия района для своих работников. В семидесятые, начале 80-х годов на отдельных, не застроенных ранее участках, выросли многоэтажные блочные дома. В связи с окончанием массового строительства население района стабилизировалось. В районе соседствуют и чередуются старая «хрущевская» и многоэтажная современная застройки. В настоящее время население Южного Тушино составляет чуть более 100 тыс. жителей.

   Таким образом, основная территория района формировалась в сороковых-пятидесятых годах как подмосковный рабочий поселок для работников двух оборонных предприятий, связанный со столицей пригородным железнодорожным сообщением и трамвайной линией до Сокола. 

   В 1960 году Московская кольцевая автомобильная дорога, став границей столицы, «вовлекла» Тушино в черту города Москвы.  

   Значительным этапом в жизни муниципального округа стало создание на Тушинском машиностроительном заводе и научно-производственном объединении «Молния» космического челнока «Буран», который собирался в цехах предприятий, и был успешно испытан в 1988 году. Однако эта космическая программа дальнейшего развития не получила. Оба завода вписали славные страницы в развитие отечественной авиационной промышленности и стали судьбой для нескольких поколений жителей муниципального округа.