Background Color:
 
Background Pattern:
Reset
Читать далее
Минимизировать
История прокуратуры

Прокуратура создавалась в России как представительство императорской власти, осуществляющее от ее имени и повсеместно постоянный контроль за действиями и распоряжениями государственных органов и соответствием их закону. Суть должности прокурора Петр I выразил словами: «Сей чин есть око наше».

Граф Ягужинский с этой задачей справлялся блестяще. Быстро поняв, что именно от него требует монарх, Павел Иванович энергично занялся созданием органов прокурорского надзора, подбором кадров и в короткие сроки стал, по сути, вторым человеком в государстве.

Пётр I уважал Ягужинского, ценил его незаурядный ум и работоспособность.

По свидетельствам современников, Ягужинский умудрялся сутками напролёт пропадать на службе и делать за один день столько, сколько иные не успевали и за неделю.

Первым генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского.

Представляя сенаторам генерал-прокурора, Пётр I сказал: «Вот око моё, коим я буду всё видеть». Эта же мысль нашла своё отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных».

В этой короткой фразе изложена главная задача органов прокуратуры: надзирать за работой государственного аппарата и своевременно докладывать царю о выявленных нарушениях.


 

          Ягужинский П.И.

Пользуясь безграничным доверием царя, Ягужинский неоднократно выполнял всякого рода секретные дипломатические поручения Петра, вёл переговоры с европейскими монархами, частенько сопровождал государя в его поездках за границу. Генерал-прокурором Российской империи Павел Ягужинский стал в неполные 39 лет.


В середине XIX века начинается усиленная разработка нового процессуального законодательства.

С этого времени началась самая интенсивная подготовка судебных уставов. Судебные уставы 1864 года включали в себя четыре основных закона: 1. Учреждение судебных установлений определяющих порядок судоустройства;

2. Устав гражданского судопроизводства; 3. Устав уголовного судопроизводства;
4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.


В Учреждении судебных установлений прокурорам посвящен раздел третий, озаглавленный «О лицах прокурорского надзора».

Прокуроры учреждались при всех судебных палатах и окружных судах. Обер-прокуроры состояли при кассационных департаментах.

Прокуроры имели помощников, так называемых товарищей. Закон устанавливал, что прокуроры руководствуются единственно своим убеждением и существующими законами.

После Октябрьской революции органы прокуратуры, были ликвидированы.

В Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 года отмечалось упразднение института судебных следователей и прокурорского надзора.

 Дореволюционная прокуратура, таким образом, упразднялась без замены ее новой советской прокуратурой.

26 мая 1922 года на III сессии ВЦИК принято Положение о прокурорском надзоре, которое исполняло роль закона и вступало в силу с 1 августа 1922 года. На законодательном уровне закрепилась независимость прокуроров от местных органов власти (губернских исполкомов).


Конституция СССР 1936
г. впервые закрепила основы прокурорского надзора на высшем уровне.

За прокуратурой закрепились четыре группы полномочий, которые сохранились до настоящего времени
с некоторыми изменениями:

а) надзор исполнением законов органами власти, хозяйственными учреждениями, общественными
и частными лицами;

б) надзор за деятельностью органов следствия и дознания
в области раскрытия и расследования преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления;

в) поддержание обвинения
в суде;

г) надзор за законностью содержания заключенных под стражу лиц.

         После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально
в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный
и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.